Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

30 лет – на страже финансовой безопасности страны

08.08.2024
30 лет – на страже финансовой безопасности страны
Уважаемые коллеги и ветераны службы! Примите искренние поздравления с юбилейной датой со дня образования нашей службы. Выражаю благодарность за вашу работу. Желаю вам успехов и результативности в труде. 
Желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, семейного и личного благополучия. Пусть наш коллектив и дальше остается крепким, дружным, надежным и профессиональным. 
Хочу поблагодарить за сотрудничество и поддержку прокуратуру района, работников Следственного комитета и органов внутренних дел, экспертов, органы госбезопасности, военнослужащих 11 ОМБР, РОЧС. Не могу не отметить сотрудничество и с органами местной власти. Всем большое спасибо за работу и взаимодействие. 
Сергей Михайлович ТУПТАЛО, начальник Слонимского межрайонного отдела финансовых расследований подполковник финансовой милиции. 

5 августа 2022 года является знаковым для органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь. И пусть эта цифра не отмечена красным в календаре, но именно этот день с 1992 года принято считать днем становления службы. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 485 было создано управление налоговых расследований при Главной государственной налоговой инспекции Министерства финансов Республики Беларусь. В период 1992-1994 годов управление налоговых расследований получило право оперативно-розыскной деятельности и дознания по делам о нарушениях законодательства в сфере предпринимательства и налогов, что явилось правовой основой для осуществления деятельности нового органа. 11 февраля 1998 года Указом Президента Республики Беларусь на базе главного управления налоговых расследований Государственного налогового комитета образован Государственный комитет финансовых расследований. 2 ноября 2001 года после присоединения к Комитету государственного контроля Республики Беларусь финансовая милиция стала осуществлять свои функции в виде Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь. Законом Республики Беларусь № 414-З от 16 июля 2008 года определены основные полномочия органов финансовых расследований, к которым, кроме выявления подведомственных преступлений и административных правонарушений в сфере предпринимательства и налогообложения, также относились функции осуществления предварительного следствия по делам соответствующей категории. 
С 1 января 2012 года из системы органов финансовых расследований в связи с образованием Следственного комитета выделены подразделения предварительного расследования, после чего финансовая милиция стала выполнять функции субъекта оперативно-розыскной деятельности и органа дознания. За столь небольшой промежуток времени длиной в 30 лет в нашей стране был образован, по сути, новый правоохранительный орган, который нашел свое достойное место в системе силовых структур. Система органов финансовых расследований довольно проста и представлена центральным аппаратом Департамента, областными управлениями и межрайонными отделами. 
В Слониме на ул. Горького, 22 расположен Слонимский межрайонный отдел, обслуживающий территорию Слонимского, Зельвенского, Дятловского и с недавних пор Новогрудского районов. Несмотря на то, что штатная численность подразделения всего 7 человек, объем решаемых вопросов и задач очень широк: это налоги и предпринимательство, коррупция, бюджет и госсобственность, выявление преступлений, административных правонарушений и обеспечение поступления в бюджет денежных средств. Чем же занимается финансовая милиция и чем отличается от иных правоохранительных органов, об этом рассказал начальник Слонимского межрайонного отдела финансовых расследований подполковником финансовой милиции Сергей Михайлович Туптало: – Мы находимся в системе органов Комитета государственного контроля, который является высшим контрольным органом Республики Беларусь. 
Наша компетенция в корне отличается от компетенции других государственных органов. У нас есть определенная подследственность – это статьи, связанные с уклонением от уплаты налогов, нарушениями в сфере предпринимательства, в сфере коррупции, криминального банкротства, выманивания кредитов и субсидий. Ежегодно Главой государства и председателем Комитета государственного контроля перед органами финансовой милиции ставятся определенные задачи в экономике, социальной сфере и т.д., которые мы в течение календарного года должны отработать, выявляя наиболее негативные явления. В нынешнем году упор на выявление уклонений от уплаты налогов. Причем не в классическом виде, когда кто-то скрывает свои доходы, а в таких новых еще для нашей республики формах, как, к примеру, использование упрощенной системы налогообложения. Цель этой системы заключается в том, чтобы позволить субъектам хозяйствования в данный льготный период налогообложения наработать определенную прибыль и в дальнейшем стать полноценным налогоплательщиком. К сожалению, некоторые предпринимательские структуры начали злоупотреблять данной возможностью. Начинают использовать так называемую схему дробления бизнеса. И таких примеров по стране достаточно много. В июне 2022 года Слонимским межрайонным отделом финансовых расследований возбуждено уголовное дело в отношении одного из местных предпринимателей, который осуществлял свою деятельность в качестве ИП, применяя упрощенную систему налогообложения. Для того, чтобы остаться в этой системе, индивидуальный предприниматель зарегистрировал ЧУП, которое занималось тем же видом деятельности – сдачей в аренду помещений. В результате противоправных действий в бюджет не поступила значительная сумма налогов. 
В течение последних четырех лет мы активно используем такую форму работы, как мониторинг. Когда мы выявляем правонарушение, то предлагаем субъекту добровольно устранить выявленное нарушение и избежать тем самым штрафных санкций. В минувшем году в ходе мониторинга у одного из крупных производителей нашего города были обнаружены определенные нарушения налогового законодательства. Итогом нашей работы стало поступление 700 тысяч рублей в бюджет. Еще одной злободневной темой, которой мы уделяем большое внимание, является «зарплата в конвертах». На протяжении последних лет утверждение о том, что это зло не только для экономики в целом, но и для работника, получающего такую оплату своего труда, в частности, звучит на различных уровнях. Мы сталкивались с такими ситуациями, когда работник на производстве получает травму, а больничный ему оплачивать никто не собирается, так как по документам работник в организации не числится. Негативным примером для Слонимщины стало одно из частных предприятий по деревообработке, в котором около 90% работников трудились неофициально или были оформлены на 0,25 ставки, а фактически работали на полную ставку. Была проведена огромная работа, опрошены люди. 
Как результат: возбуждено уголовное дело по факту злоупотребления служебными полномочиями, а также присвоения или растраты в особо крупном размере. В нынешнем году также выявлено тяжкое преступление, совершенное руководителем одного из сельхозпредприятий района в том числе и в сфере посредничества. На коммунальном предприятии приобреталась техника по завышенным ценам без согласования с местным органом власти. В результате переплата посредникам составила более 40 тысяч рублей. Одним из нетипичных преступлений, редко встречающихся не только на территории нашего района, но и во всей республике, является ст. 241 УК, предусматривающая ответственность за воспрепятствование возмещения убытков кредиторам. Работа одного из фермерских хозяйств района привела к образованию задолженности перед кредиторами. Среди кредиторов была коммерческая фирма, директором которой выступал один из работников руководящего звена фермерского хозяйства. Так сложилось, что руководитель фермерского хозяйства остался должен своему бывшему компаньону, однако добровольно вернуть долг не захотел. 
На основании собранных доказательств в отношении руководителя хозяйства Слонимским РОСК было возбуждено уголовное дело по ст. 241 УК. Не могу не остановиться на таком объемном пласте нашей работы, как нарушения в сфере бюджетного законодательства. Последние проверки, проведенные на территории Слонимского, Зельвенского и Дятловского районов, выявили значительные нарушения бюджетного законодательства в сфере здравоохранения, образования, культуры, когда целевые бюджетные деньги используются не по назначению. Речь идет о много миллионных суммах, которые после проверок возвращаются в бюджет. Наша работа интересная, ответственная, требующая от сотрудников отдела постоянного развития, широких знаний во многих сферах законодательства. 
Елена ЛЫНЬКО Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки: https://www.slonves.by/30-let-na-strazhe-finansovoj-bezopasnosti-strany/ 
© Слонимский районный исполнительный комитет, 2024.